Чингисхан. Человек, завоевавший мир - читать онлайн книгу. Автор: Фрэнк Маклинн cтр.№ 38

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - Чингисхан. Человек, завоевавший мир | Автор книги - Фрэнк Маклинн

Cтраница 38
читать онлайн книги бесплатно

Разрешение этой проблемы заняло довольно много времени, и одно это обстоятельство свидетельствует о непростых отношениях между двумя великими монголами. В источниках немало абсурда. Со времени первой реальной схватки двух анд — у Далан-Балджута в 1187 году — поведение Джамухи неизменно двойственное. Он не стал добивать и преследовать Тэмуджина, и такая ситуация повторялась многократно. Джамуха разорил людей, избравших его ханом после Койтена; он вступил в переговоры с Тоорилом перед совместным нападением на Тэмуджина и потом прекратил преследование борджигина; Джамуха отказался вести войска в битве против Тэмуджина, когда Тоорил предложил ему командование; он бросил найманов, как только началось сражение у горы Наху. Чем руководствовался Джамуха, когда кооперировался с Тоорилом и в то же время информировал Тэмуджина или когда примкнул к найманам? Почему он всегда пугал своих предполагаемых союзников россказнями о военной искусности монголов? [429]

Некоторые советники Тоорила убеждали хана в психической неуравновешенности Джамухи. Можно ли считать его склонность бросать союзников признаком неврастении и маниакального желания повторять свои поступки? Ответ на этот вопрос может дать только внимательное изучение психологических свойств его личности. Источники изображают его человеком, пребывающим в состоянии постоянного движения и беспокойства, будто в нем бурлит безграничная энергия при полном отсутствии ясных жизненных целей. Подразумевается, что он менее успешен как степной вождь, чем Тэмуджин, из-за того, что придерживается традиционных племенных различий в армии и не пытается найти новые холистические формы этноса и идеологии. Для него было неприемлемо назначать пастухов на высокие посты в войсках. Перед нами человек, безусловно, одаренный, но недальновидный макиавеллист-интриган, живущий интересами одного дня, вероломный и переменчивый, не имеющий кодекса чести и готовый предать друга ради достижения своих целей [430].

Дело в том, что нами нарисован портрет, изображенный «Тайной историей», тенденциозным, пропагандистским сочинением, предназначавшимся для прославления деяний монгольского государства, созданного Тэмуджином. Мало того, с этой точки зрения должны казаться неуместными и даже несуразными все другие толкования и интерпретации. «Выпустить кота из мешка» — это выражение, означающее «выболтать» или «проболтаться», применительно к тем исследователям, кто верит, что в мешанине фактологического и мифологического материала составителей официальных летописей зарождения монгольской империи может случайно обнаружиться и правда, позволяющая воссоздать истинную картину. Проблема осложняется дельфийским, почти розенкрейцеровским эзотерическим символизмом в отображении некоторых ключевых событий, связанных с Джамухой [431]. Некоторые приблизительные и даже более чем приблизительные заключения можно сделать путем исторического «сыска». Не помешает вспомнить знаменитую сентенцию Шерлока Холмса: «Истиной, какой бы невероятной она ни казалась, является то, что останется, если отбросить все невозможное» [432].

Если мы отбросим сомнительное предположение о психическом расстройстве, то у нас останутся два возможных варианта рассуждений. Либо Джамуха был архимакиавеллист, постоянно озабоченный тем, чтобы никто из степных соперников не обрел слишком много власти, и дожидался, когда пробьет его час, и он станет tertius gaudens [433], обойдет ослабленных конкурентов и «сорвет куш». Или у него были какие-то иные цели. Однако гипотеза tertius gaudens не объясняет его выхода из битвы у горы Наху, поскольку этот поступок играл на руку Тэмуджину и обеспечивал ему гарантированную победу. Возможно, что на каком-то этапе, вероятнее всего, в период между 1196–1198 годами, Тэмуджин и Джамуха тайно договорились поделить империю, которую они собирались создать, употребив все свои способности к стратегической хитрости. Это бы вполне соответствовало психологии двух лидеров и объясняло многие вещи, которые иначе кажутся загадочными, малопонятными и даже бессмысленными.

Главным возражением против этой гипотезы было бы то, что она не объясняет, почему Джамуха бежал в горы Танну. Почему он не явился в лагерь Тэмуджина и не получил вознаграждение? Возможно, Тэмуджин сказал, что ему необходимо время для выстраивания новой империи и «прощения» давнего «врага». Без сомнения, в продолжительном разговоре, изложенном в «Тайной истории», Джамуха представлен «двойным агентом» [434]. Это допущение требует отдельного рассмотрения.

Согласно «Тайной истории», Тэмуджин предложил поделить империю с другом детства, но Джамуха отказался и предпочел смерть, сказав не менее знаменитую фразу о том, что «как на небе не может быть двух солнц, так и в степях не может быть двух ханов». Речь Тэмуджина содержит немало хвалебных слов, упоминаются и эпизоды дезертирств. Но разве у одной повозки не может быть двух оглоблей? Здесь явно хронисты поменяли местами имена. Джамуха, зная, что Тэмуджин намерен его убить, перечисляет все услуги, оказанные ему, и говорит о том, как многим хан обязан ему. Тэмуджин в ответ замечает, что наверху не должно быть двух правителей, это может привести к гражданской войне [435]. В «Тайной истории» Джамуха обещает, что после смерти его дух будет оберегать и хранить новую монгольскую нацию:

Мертвые же кости в Высокой Земле
Будут потомкам потомков твоих
Благословеньем вовеки.

Но неумный клерк подверстал и те слова, которые Джамуха сказал после объявления смертного приговора:

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию