История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 97

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 97
читать онлайн книги бесплатно

Собираясь в дело, хевсур весь замыкается в железо. На голову надевает чачкапи (шишак с сеткой, покрывающей шею), рубаху, плетенную из железной проволоки, рукавицы, вооружается прямым палашом и дагиной — короткой саблей, употребляемой вместо кинжала. Обыкновенное ружье в чехле из медвежьей шкуры и щит, в защиту от неприятельских выстрелов, дополняют его вооружение [55]. Пика, как оружие, есть принадлежность стариков, точно так же, как и стрелы.

Пшавы и тушины не столько заботятся о средствах защиты, сколько хевсуры. Хорошая винтовка и сабля составляют все их оружие. Все три рода дрались всегда храбро, и получить рану в тылу своего тела считалось весьма постыдным.

У этих племен существовало обыкновение меняться пулями, и тогда поменявшиеся скорее выстрелят в отца, чем друг в друга.

Соблюдение товарищества, так называемого диб-алар (выражение клятвы – обречение), при действии против неприятеля считается у тушин первою и главною обязанностью. Товарищи не покидают друг друга, даже если бы стоило им жизни. Для доказательства братской любви и верности товарищи в самую решительную и горячую минуту сражения связывают друг другу полы платья или, взявшись за руки, бросаются вместе на врага. Нарушивший этот обычай подвергается всеобщему презрению. Тушины никогда не оставляют трупа своего соотечественника в руках неприятеля, – у них считается это точно таким же бесчестьем, как покинуть живого. Убитого в бегстве от неприятеля не оплакивают и не изъявляют своего сожаления его родным.

Глава 2

Религия, обряды, капища и юридическое устройство тушин, пшавов и хевсур


Трудно уверить хевсура в том, что Бог один. По его понятию, есть Бог востока и Бог запада; есть Бог душ, Христос Бог, большой Бог и маленький Бог. Народ более всего уважает Бога войны и Сына Божия, но никто не может объяснить истинных догматов своей религии. Постороннему человеку определить религию этих народов еще труднее. Уважая крест Господень, поклоняясь ев. Георгию, апостолам Петру и Павлу и другим святым христианской церкви, они в то же время почитают своих собственных, ими изобретенных богов.

Тушины исповедуют христианскую веру греко-восточной церкви. Водворение здесь христианской религии надо отнести к незапамятным временам царствования первых христианских царей Грузии. Впоследствии учение Магомеда имело сильное влияние и на судьбу веры в Тушетии. Для защиты христианства тушины должны были вести беспрестанную борьбу с мусульманскими горцами, и хотя с твердостью и успехом отстаивали свою независимость, но воинственный звук оружия стал заглушать голос проповедников Евангелия. Духовенство грузинское не в состоянии было поддержать падающее христианство, и в особенности когда прекратилось сообщение с Тушетией, окруженной врагами. В Тушетии не стало священников, богослужение прекратилось, церкви обветшали и рушились, а сами тушины представляли собою осиротевших христиан, без наставников религии, как стадо, лишенное пастыря.

Народ, потеряв истинную нить религии, создавал свою собственную. Взамен развалившихся церквей тушины строили на развалинах их жертвенники в честь тех же святых, которым были воздвигнуты храмы. Но для такого нового жертвенника необходимо было, по мнению народа, принести какой-нибудь знак – ниши – образ, крест или камень от церкви, находящейся в Грузии, в Пшавии или Хевсуретии и воздвигнутой в честь того святого, которому сооружался жертвенник. Кроме образов, крестов, церковных сосудов и множества других подобных вещей, сохранившихся при жертвенниках, в честь каждого святого приготовлялись священные знамена, состоявшие по большей части из пики, обвешанной разноцветными лоскутами материи, а иногда и колокольчиками.

Хевсур, пшавов и тушин нельзя назвать язычниками, потому что они веруют в истинного Бога и его святых; но их нельзя назвать и христианами, потому что они слишком далеки от догматов христианской церкви. Сами себя они называют христианами, а всех иноверцев считают басурманами и обижаются, если назвать их нехристями.

У них есть Великий пост, но его соблюдают в основном только одни мужчины; женщины едят в это время масло и сыр.

Рождественский пост соблюдают в течение двух недель, и так строго, что ничего не едят, кроме хлеба.

В веровании этого народа видны одновременно оттенки христианства, магометанства, талмудизма и язычества. Народ создал себе ангелов-покровителей, которых также почитает. Так, у хевсур существует мать земли (адгилис-деда), ангел дуба (мухис-ангелози), ангел горы (горис-ангелози), ангел имущества (унджис-ангелози), большая гора (дид-гори), белый Георгий (тетри Георгий), сосед дверей (карие-мезобели) и проч.

В Хевсуретии был древний дуб, известный под именем Багратиона. Народ считал его священным, и если кто из рода Багратионов уходил к ним и, обняв дуб, произносил: «Предок мой, защити своего потомка», то народ всеми силами обязан был защищать его.

Пшавы точно так же поклонялись нередко деревьям, имели священную рощу и другие места, считаемые ими святыми. Увековечив древний дуб, к которому никто не смел прикасаться, и назвав его ангельским дубом, пшавы были уверены, что в нем живет их ангел-хранитель.

Питая весьма мало уважения к ангелам-хранителям, созданным хевсурами, пшавы имели своих собственных богов.

Крест грузинского царя Георгия Лаша и Томар мепе (царица Тамара) почитались ими за святых, которым пшавы приносили жертвы.

Такая смесь верований не мешала, однако же, тушинам, пшавам и хевсурам, самим по себе, быть уверенными, что исповедуют христианскую религию и принадлежат к греческой церкви. Из грузинских церквей в прежнее время им посылался ежегодно, под видом мира, обыкновенный елей, который они употребляли, по обрядам своим, при крещении. Младенца, умершего до крещения, поливали в гробе елеем и окропляли святой водой. Все три поколения верили в существование рая и ада и держали несколько постов в году.

Вообще верования их были весьма неопределенны и шатки. Так, в тридцатых годах настоящего столетия у тушин явился какой-то бродяга и уверил их, что он выходец с того света; рассказывал о житье-бытье их умерших родственников и утверждал, что кто в здешнем свете постился, тот и на том свете лишен права есть скоромное. Это послужило поводом к тому, что многие тушины перестали почитать посты.

Царь грузинский Ираклий II желал восстановить у этих народов православную веру, но желания и усилия его остались напрасными.

Собранные в совет по этому вопросу, представители всех трех родов отклонили намерение грузинского царя.

– Если мы, – говорили они, – при теперешнем богослужении тверды в повиновении и верности царю, то чего желать тебе более?

В 1801 году у тушин было три священника из их же рода и греческого закона. Священники эти, по приказанию Ираклия II, были с детства воспитаны в правилах христианской религии, потом посвящены в иереи и отправлены в Тушетию, но они не имели никакого успеха между своими соотечественниками.

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию