История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 - читать онлайн книгу. Автор: Николай Дубровин cтр.№ 99

читать книги онлайн бесплатно
 
 

Онлайн книга - История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Закавказье. Том 2 | Автор книги - Николай Дубровин

Cтраница 99
читать онлайн книги бесплатно

Дастури у хевсур и мулта у пшавов – нечто вроде старост, которые обязаны прийти, за неделю до праздника, к капищу и приготовить луду (пиво). У пшавов они постоянные сторожа капища, выбираемые на год, поочередно, из жителей селения.

В течение этого времени они не только не могут возвратиться домой и иметь сношения с женами, но и не смеют говорить с посторонними, ни с кем, кроме деканоза. Пища их состоит из черного хлеба и воды. Для приготовления хлеба они получают пшеницу из общественного магазина, мелют ее на мельнице, принадлежащей капищу, и затем пекут лепешки, называемые хмиади. Обязанные самым тщательным образом соблюдать чистоту и опрятность, они должны «отправляться раз в неделю к речке, по особой тропе, по которой никто не смеет ходить, и купаться в ней, какое бы время года ни было, какая бы погода ни стояла».

При особенности и смешанности верований очень естественно должны были, для исполнения религиозных обрядов, установиться особые правила, праздники и места для богослужений, или капища.

Капища строятся из плитняка не на извести, в местах, заросших лесом, и преимущественно на горе.

Четырехугольная большая комната, называемая криви или хати (образ), без окон, составляет главный храм, в котором часто нет ни одного образа. Хотя в ней хранятся только серебряные кувшины и другая посуда, из которой пьют в торжественные праздники, тем не менее комната эта священна, и никто, кроме деканоза, не может входить в нее. В ней находится только одна святыня и страх народа – дрота — значок, нечто вроде хоругви, состоящей из простой палки, оправленной в серебро, с баракчи наверху, то есть серебряным мечом, оканчивающимся пикою.

На дроша наматывается платок, называемый сакадриси (т. е. достойный), и часто дроша бывает с колокольчиками. При появлении дроши народ оказывает ей глубочайшее благоговение: наклоняется до земли, делает движение рукою вдоль груди, как бы творя крест, и даже снимает свои шапки, чего в остальное время он никогда не делает.

Вокруг главного капища построено несколько других помещений: одно для хранения общественной луды (род пива) и водки, употребляемых во время праздников. Эта комната доступна также одним только деканозам. Вторая пристройка к капищу назначается собственно для варения пива и водки; третья – для помещения деканозов, на все время праздников; четвертая для народа. Все эти строения украшены прибитыми к стенам рогами диких животных и обнесены каменной оградой, за которую женщины не имеют права входить. В черте ограды строится иногда беиели — амбар, где хранится пшеница и ячмень, доставляемые жителями за год вперед, для приготовления к празднику пива. Повинность эта известна под именем садцесо.

У хевсур считается четыре главных капища, у пшавов два, а у тушин три. Впрочем, независимо от этих главных капищ почти каждое селение имеет особое капище. Главные капища обладают значительными богатствами. Для приобретения их деканозы делают раскладку на жителей, объявляя, что святой, виденный ими во сне, требует такой-то посуды.

Народ свято исполняет приказание своих деканозов [57].

При некоторых капищах хранятся серебряные сосуды, которых общая ценность достигает от одной до двух тысяч рублей; они тщательно скрываются деканозами по ямам и скрытым местам. По словам П.Г. Буткова, в начале нынешнего столетия у хевсур богатство, принадлежащее образам, доходило до 200 000. Такое накопление произошло частью от приношения по обетам, а более из добычи, приобретенной на войне, которая, по обычаю, делилась на три части: одна поступала в пользу капища, вторая моураву, а третья шла в раздел тем, кто отбил ее.

Наиболее богатые по сокровищам жертвенники ныне находятся в Тушетии, куда, во время праздников, стекается множество поклонников. Капище Тамар-Мепе у пшавов имело стада овец, к которым пастухи назначались, по указанию святого, четырьмя монашенками, жившими отдельно при деревне Хатхеви. Пастух, которому вверено было это стадо, во все время исполнения своей обязанности не мог возвратиться домой и иметь свидания с женами.

В Кахетии были земли и виноградные сады, принадлежащие хевсурским и пшавским капищам [58]. Собираемая с них дань носила название калухи. За сбором ее ездили с дрота и по возвращении каждого встречного на дороге потчевали вином, приговаривая при этом «Милости господина» и ожидая такого же ответа от проходящего.

За несколько дней до праздника дастури гонят водку и варят пиво в огромных котлах, стоящих от 100 до 200 рублей и вмещающих в себе несколько десятков, а иногда и сотню ведер. Между тем собираются и остальные служители капища, приводя с собою по одному барану для жертвоприношения. Еще ближе к празднику – и приходит деканоз. Осмотрев кадушки с напитками, зажигают свечи, и деканоз произносит молитву. Превознося святого, он просит новых милостей молящимся, затем подходит к чану, черпает ковшом пиво и, отпив немного, передает его товарищам.

Праздник открыт. Жители обоего пола со всех сторон стремятся к капищу, ведя с собою скот для жертвоприношения. Каждый подносит деканозу восковую свечу, сдобный хлеб, кувшин пива или водки и подводит скотину.

– Милости господина!

– Милости его да предшествуют тебе, – произносит деканоз.

– Милости вам, вашей особе, вашему семейству, – отвечает народ.

Старший деканоз берет в одну руку пук зажженных свечей, а в другую священную хоругвь или дрошу и, подойдя к образу, начинает обряд дамцколобнеба. Причетники разбирают остальные хоругви, сколько их есть при капище, а богомольцы с благоговением становятся на колени в почтительном отдалении от духовенства. Перед ними стоят приношения в пользу деканоза: коду – сдобный слоеный хлеб, сыр или что-либо из съестного. Деканоз просит благословения Божия на приведшего жертву и на улучшение его хозяйства.

Обратившись лицом к востоку, деканоз читает при всех случаях одну и ту же молитву.

– Боже Великий! – произносит он. – Прежде всего да восхвалится и прославится достойно имя Твое, ибо небо и земля суть царствие Твое! И Пресвятая Дева Мария, Матерь Божья! Слава и благодарение Тебе. Прослави, Боже, Твоих святых, покровителей наших, через которых изливается на нас Твоя милость. Св. Георгий Цоватиставский, св. Феодор, имена которых славны перед Богом! Вам приносятся сии малые и скудные дары. Примите их достойно и свято! Требуйте их от нас и не лишайте нас своего покровительства и ходатайства у Бога! Услышьте воззвания и призрите на предстоящих со смирением – готовых исполнить свои обеты! Умножьте потомство, пошлите обилие и богатство на скот и земные плоды наши; возрастите родителям детей; не имеющим – даруйте их. Удостоивайте нас встречать лето благополучно и с победою над врагами! Богом прославленный и победоносный св. Георгий Лашарский, царица Тамара, образ Хахмадский, образ Копала Каратионского, Пицело Дочуставский, Цораул Дадикуртский, св. Лазарь, Иоанн Креститель Алавердский, св. архангел и все святые горные и дольные, молим вас со смиренным и чистым сердцем – простите согрешения наши, избавьте нас от вечной погибели и наказания; не предавайте в руки мусульманские, сопутствуйте нам вашей помощью при переходе из долин в горы и обратно! Врагов и злонамеренных людей, идущих на стада наши, совращайте с пагубного пути их. Призовем ли вас против врагов, не отказывайте в прославлении имен ваших. Пошлите успех в набегах и на охоте. Преследуем ли врагов – помогайте в погоне. Убегаем ли от них – посылайте защиту. Даруйте избавление от всяких бед, зараз, проклятий, наводнения, усилившегося врага, разрушения гор, завалов, огня, с коленопреклонением молящих вас, мужскому и женскому полу. Аминь!

Вернуться к просмотру книги Перейти к Оглавлению Перейти к Примечанию